Семен Виноградов. Будӟым куа (Великое святилище)
Калык культура

Семен Виноградов. Будӟым куа (Великое святилище)

277 {num}

Культура

Куа – святилище. Если вслушаться к звучанию этого слова, то получается «обтяни шкурой». «Ку» – это шкура (существительное), «а» – в данном случае глагол. Куа – обтяни шкурой. Куам – обтянутый шкурой. Это, значит, чум. У северных финно-угорских народов конусообразное жилище называется чум. Некоторые группы удмуртов куа тоже называют чумом. Видимо, куа – древнее жилище, впоследствии освящённое сооружение удмуртов, в котором жили в древнейшие времена, а теперь это почитаемое святилище.

Лет пятьдесят тому назад говорили (или было такое выражение) «куалы быдэ пыраса юмшамы». В наши дни говорят: «коркалы быдэ пыраса юмшамы». Значение слова куа как название жилища исчезает, остаётся только сакральное значение.

Теперь это помещение для молений.

Мне долгие годы не удавалось присутствовать на молениях в Будӟым куала. В день молений вокруг куалы было много народу. Пройдя ворота (калитку) я попал в священную рощу. Чуть в глубине стоит Будӟым куа (Будӟым куала), деревянная постройка, напоминающая бревенчатый дом. Пол земляной, потолка нет, к матице подвешен большой котёл, в котором варится священная пища. Когда сварилась каша, жрецы освятили её и положили в большие деревянные миски. Кашу поставили на столы около входной двери: справа при входе стоял стол для женщин, а слева – для мужчин. Все, кто пришёл, пробовали кашу. Потом взяв свой принесённый каравай, который, отрезав кусочки, тоже освятили жрецы, уносили домой. Забыл сказать: сварившуюся кашу положили в деревянную миску и поставили на верхнюю полочку – вылэ мычем» (для пробы богам). Только после этого пробовали сами жрецы и разрешали есть пришедшим. В куале слева сидел Тӧро, а рядом с ним – гусляр. Он играл не на бытовых гуслях, а на Будӟым крезь (Великих гуслях). У этих гусель было больше струн. На снимке, сделанном Кузебаем Гердом – 32 струны. Русские былины говорят, что у них 16-ти струнные гусли. В глубине куалы справа сидят жёны жрецов и следят за соблюдением обряда. Подальше от них сундук женской и мужской посудой (деревянной), в левом дальнем углу полочка, на ней в коробке – Воршуд (хранитель рода). Что в коробочке – никому не показывают. Очевидно, обереги-тотемы (перо священной птицы, кости священной рыбы – «вӧсь чорыг», ещё что-то). Я всё это хотел показать на своей картине.