Кристофер Нолан
Кино

Кристофер Нолан

1103 {num}

Кристофер Нолан – известный британский кинорежиссёр, сценарист и продюсер, номинант премий «Оскар» и «Золотой глобус». Ставший известным за своеобразный нелинейный повествовательный стиль, в частности, в таких картинах, как «Помни», «Престиж», «Начало», а также работу над последними фильмами из серии «Бэтмен».

Как начал снимать фильмы

Мне кажется, я снимал фильмы всегда, не останавливаясь. Начинал я с маленьких стоп-моушн экспериментов, которые снимал на отцовскую камеру «Super 8». Все начиналось с дуракаваляния, я никогда не учился в киношколе. В колледже изучал английскую литературу и получил традиционное высшее образование, параллельно снимая свои фильмы. В первый фильм, «Преследование» (1998), я вкладывал личные деньги. В съемках помогали друзья. В то время каждый из нас работал, поэтому мы собирались на выходных в течение года и снимали по одному-два дубля, вся работа занимала минут 15 и где-то минут 5 уходило на то, чтобы поработать с тем, что мы отсняли. На кинофестивале в Сан-Франциско фильмом заинтересовалась студия «Zeitgeist», позже они очень помогли мне с фильмом «Помни». Мне выдали несколько миллионов долларов и, это была уже совсем другая работа. С тех пор я не оглядываюсь назад.

«Интерстеллар»

…Я хотел снять огромную научно-фантастическую картину с очень давних пор. Можно сказать, с детства. Я вырос в годы, когда космические путешествия интересовали буквально всех. До сих пор помню тот день, когда увидел на большом экране первые «Звездные войны». Мне было семь лет, и это было сильнейшее впечатление. А вскоре после этого папа отвел меня в кино на повторно выпущенную «Космическую одиссею»… Наверное, с тех самых пор мне казалось, что научная фантастика – самое величественное и масштабное, на что вообще способен кинематограф. И я, конечно, мечтал осуществить что-то подобное.

С каждым фильмом ты стараешься добиться чего-то, чего не делал раньше, и этой задаче «Интерстеллар» отвечал идеально. А уже потом можешь думать о том, как использовать что-то из ранних фильмов в новом. Например, невесомость: я изучил ее эффекты, когда снимал «Начало», и этот опыт очень мне пригодился сейчас. Очень многое в «Интерстелларе» суммирует то, что я делал раньше.

Идея, что любовь –

…такое же физическое измеряемое качество, как скорость, масса тела или гравитация… я внес в сценарий практически в последний момент, когда мы уже собирались приступать к съемкам. Это как бы результат моего исследования взаимоотношений героев друг с другом и попытка ответить на вопрос, что значат и к чему ведут их чувства. Меня захватил этот парадокс: наука имеет дело с возможностями мозга, но чувства мы традиционно приписываем не мозгу, а душе. В этой области научный словарь очень скуп, практически бессилен. Я подумал, что это упущение надо как-то компенсировать.

Книги, которые повлияли на меня

Я много читал в детстве, но, как ни странно, первичны были все-таки фильмы. То есть «Космическая одиссея» помогла мне открыть для себя романы Артура Кларка, которые я обожал, буквально зачитывался, но ведь в начале-то был Кубрик! Если честно, сколько бы я ни прочел фантастики, куда большее влияние на меня оказали «Близкие контакты третьей степени» и «Инопланетянин» Спилберга.

Разница между пленкой и цифрой

Я бы и рад снимать фильмы на цифру, но это губительно скажется на картинке. А этого я позволить себе не могу. Если новые технологии ни в чем не превосходят уже существующие, зачем ими пользоваться? Я очень часто хожу в кино – и на свои фильмы, и на чужие – и прекрасно вижу разницу между пленкой и цифрой. Режиссеры, которые отрицают существование этой разницы, вероятно, смотрят картины исключительно в просмотровых залах на студиях.

Об актере Майкле Кейне

Кейн вообще для меня большое сокровище. С тех пор как мы познакомились поближе на съемках фильма «Бэтмен: Начало», я снимаю его в каждой картине. Он всегда хорошо подготовлен и сконцентрирован. Такое ощущение, что он играет вообще без всяких усилий: заходит в кадр, моментально превращается в другого человека, отрабатывает сцену и возвращается в обычную жизнь. Это удивительно! Я зову его в свои фильмы хотя бы ради того, чтобы он подавал остальным актерам пример. Майкл шутит, что стал моим счастливым талисманом за эти годы. Что ж, хорошая стратегия с его стороны.

Телевидение и мои картины

К телевидению я, в общем-то, равнодушен, но это не означает, что я никогда не соглашусь снять сериал. Не знаю, может, и соглашусь. Просто это не мой стиль – заранее задумываться о следующем проекте. Я рассматриваю каждый фильм, над которым работаю, как последний. Только так ты можешь вложить в картину всего себя, без остатка. Никто же не знает, что будет дальше. Может, завтра меня переедет автобус или на землю упадет огромный метеорит. Стоит ли смешить Бога своими планами?