Ильдар Абузяров
Мировая литература

Ильдар Абузяров

1155 {num}

Ильдар Анвярович Абузяров родился в Горьком в 1975 году. В 2000 году окончил исторический факультет Нижегородского государственного университета. Дебютировал как поэт в 1998 году в журнале «Нижний Новгород». Проза публиковалась в журналах и альманахах «Знамя», «Вавилон», «Октябрь», «Урал», «Новый мир», «Нева», «Дружба народов», «Юность». Автор книг «Осень джиннов», «Курбан-роман», «Хуш», «Агробление по-олбански», «Мутабор». Опубликованная в журнале «Октябрь» повесть «Курбан-роман» легла в основу одноимённого художественного фильма. Лауреат Новой Пушкинской премии (2011). Живет и работает в Москве.

С чего все началось?

Была такая книга «Если однажды зимней ночью путник». Автор Италио Кальвино. Это был роман, построенный по простому принципу: каждая глава — отдельная история, обрывающаяся на самом интересном месте. Понимаете, в детстве я увлекался футболом, и это построение книги напомнило мне то, как атака на ворота обрывается и тут же начинается новая, и так по кругу. Это была первая книга, которую я прочитал. До этого не читал вообще ничего. Не мог читать, не мог заставить себя. Предложения расплывались перед глазами. Да даже не предложения: я смотрел на буквы и не мог заставить себя видеть целые слова и фразы. А после этого романа я понял, что в пространстве книги можно жить и мне интересно в нём находиться. Тогда и появилось, наверное, желание это пространство создавать.

Бродский говорил, что у каждого человека есть потребность передавать свой опыт, рассказывать истории. Я думаю, настанет такое время, когда каждый будет писателем. Потому что эта потребность действительно живет в нас.

О книге

Я долго не выпускал первую книгу, потому что хотел начать с романа. Думал, что сборник рассказов никому не нужен. Сейчас я понял, что всё работает по-другому. И дело не в объеме. Спрос на рассказы как раз есть, не надо этого бояться.

А дело в том, что книга живёт полгода, как человек, получивший немного славы. Те полгода, что книга на прилавке. Если раскупается хорошо — допечатают. Тогда она проживёт чуть дольше. Раскупают плохо — она уйдёт, забудется, наступит та самая проверка временем. Которую она либо пройдёт, либо нет.

О культурной жизни

Чтобы кипела культурная жизнь и появлялись новые имена, нужно создавать культурное поле, культурное напряжение. Должна быть труба, в которой происходило бы соединение отдельных молекул. Полюсами такого поля могут быть театры, премии, журналы, студии-кружки. Но главное, конечно, люди.

Литературные премии

Писатели стали актерами литературного театра, которым каждый день нужно доказывать свое мастерство, иначе тебя забудут. И все-таки, несмотря на свою вторичность по отношению к тексту, премии очень важны. Премии сейчас — во многом основной двигатель рекламы и продаж. Они делают имя писателю, вводят писателя в некий клуб «признанных». Беру признанных в кавычки, потому что настоящее признание, разумеется не в премиях. Как сказал один классик, первую половину жизни писатель работает на имя, чтобы потом имя работало на него. Надеюсь, что нашему поколению удастся почувствовать, как это имя работает на тебя.

О успехе в литературе

В литературе успех выстроить нельзя. Это тупиковый путь, который неизбежно приведет начинающего автора к подражательству. Когда он осознает свое эпигонство, пребывание в литературной нише, занятой другими, перед ним встает непосильная задача — «выбить», превзойти первооткрывателя, с которым явление ассоциируется. Поэтому советую каждому оставаться всегда самим собой, быть искренним и надеяться поймать общественную волну-резонанс. Остальное зависит от работоспособности и, нравится нам это или нет, удачи и череды совпадений.

Современная литература

…переехала из коммуналок в неприступные особняки и стала нарциссически-олигархической.

О лжи нашего времени

Лишь поэзия и кино утешают и расширяют границы познания. А проза — зачастую версификация, эпигонство, пятый сорт. К тому же она, как и телевидение, во имя собственной выгоды пускает по ложному следу. Ибо в политике важно — кто сказал, в журналистике — что, а в искусстве — как.

О путешествии

Путешествовать я люблю, это дает новые впечатления, познания, такие необходимые для человека пишущего. Но, чтобы путешествие не превратилось в самоцель и в ложное движение, слишком часто путешествовать нельзя. Во всем должна быть мера и самое большое путешествие, которое может и должен совершить человек,— это путешествие вглубь себя и одновременно к храму…