Максим Тенсин: Академия политики
Персона

Максим Тенсин: Академия политики

94 {num}

В Российской Федерации на сегодняшний день функционируют тысячи учебных заведений – высшее образование давно перестало быть синонимом интеллектуальной развитости, социальной реализованности, профессионализма. И всё же есть университеты, институты, академии, другие авторитетные научно-образовательные центры, чьи дипломы ассоциируются с основательностью и глубиной приобретенных знаний, становятся пропуском в высшие сферы политики, бизнеса, международных отношений. Их выпускники олицетворяют лучшие стандарты и традиции российского и советского образования, конкурентоспособны на мировой арене. Одним из таких genius loci на карте российских высших учебных заведений является РАНХиГС. В Ижевске уже много лет работает филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации. Среди его выпускников – первые лица политического эшелона Удмуртской Республики, видные предприниматели, общественные деятели. О том, как и чем живет ижевский филиал Академии при Президенте мы поговорили с новым директором, кандидатом исторических наук Максимом Владимировичем Тенсиным, ученым новой формации, имеющим большой опыт научно-теоретической работы и одновременно решающим прикладные задачи современного образования.

– Максим Владимирович, расскажите вкратце об истории ижевского филиала Академии.
– Ижевский филиал РАНХиГС – авторитетный научно-образовательный центр со своими добрыми традициями, репутация которого проверена временем. В Удмуртии всё начиналось с так называемого кадрового центра, созданного в далеком 1992 году. И вот уже 25 лет мы лидеры в сфере подготовки государственных и муниципальных служащих УР. За эти годы более 26 тысяч человек прошло обучение в нашем филиале. Мы активно и плодотворно участвуем в решении тех задач, которые стоят перед государством, перед местным самоуправлением. Создаем условия для того, чтобы люди, работающие на благо общества, действительно имели качественное профессиональное образование, ориентированное на решение практических задач.

– Каковы основные образовательные направления Академии?
– Сейчас мы реализуем одно фундаментальное направление подготовки – это государственное муниципальное управление. Оно осуществляется в разных формах, на разных уровнях. В первую очередь, речь идет о высшем образовании, причем наши студенты получают московский диплом. Второй формой работы является Высшая школа государственного управления. Это повышение квалификации и профессиональная переподготовка государственных и муниципальных служащих. Следует подчеркнуть, что данное направление очень востребовано. Вы прекрасно понимаете, как стремительно меняется наша жизнь, меняется правовая основа государственного и муниципального управления. Занимаясь профессиональной переподготовкой, мы помогаем сформировать компетенции, необходимые современному руководителю. Третий большой блок связан с проведением прикладных научных исследований. Начиная с 2013 года мы разносторонне исследуем процесс проведения административной реформы, осуществляем мониторинги качества предоставления государственных и муниципальных услуг, выявляем проблематику, с которой сталкиваются наши граждане. На основе материалов наших исследований систематически формулируются предложения для органов государственной власти, органов самоуправления. Всё это делается для того, чтобы связь между обществом и государством была двусторонняя. 

Наш профессорско-преподавательский состав – это не просто теоретики, а опытные профессионалы, имеющие практический опыт решения конкретных управленческих проблем. Вектор развития высшей школы сейчас очень серьезно поменялся. Многие не понимают, что такое компетентностный подход, реализующийся в высших учебных заведениях. Компетентностный подход – не просто сухая теория, а умение приобретаемые знания, умения, навыки «подключать» к решению стоящих проблем. Наших студентов, слушателей мы привлекаем к проведению прикладных научных исследований, выявления социально-значимых проблем, стараемся возродить научный подход в государственном и муниципальном управлении, который не всегда бывает востребован в условиях бюджетного дефицита.

С 2014 года на базе Академии мы проводим ежегодные социологические исследования. Это формат анализа социально-экономической, этнополитической ситуации, складывающейся в УР в городском и сельском разрезе. На сайте Академии в разделе «наука» можно познакомиться с этими данными, у любого пользователя есть возможность работать с ними – они в открытом доступе. Опираясь на эти материалы, можно принимать взвешенные решения по широкому спектру вопросов. Госслужащим необходимо иметь представление, как общество оценивает ту или иную проблему. Необходимо постоянно поддерживать обратную связь с людьми. Человек для государства – главный приоритет, об этом постоянно говорит наш Президент В. В. Путин. Вся деятельность государства должна подчиняться этому. Надо чаще общаться с людьми и спрашивать их мнение. Сейчас готовятся к публикации материалы исследований, проведенных в 2015 и 2016 годах.

– Сколько времени уходит на одно исследование?
– Среднее количество выборки в Удмуртии, которое необходимо для корректного и репрезентативного исследования – 1111 человек. Если мы пропорционально распределяем количество опрашиваемых людей в городах и сельской местности, это занимает примерно 1,5–2 месяца. 

– Как Вы оцениваете в целом правовую грамотность жителей Удмуртии?
– Для нашего общества, не только для Удмуртской Республики, присущ правовой нигилизм. Люди ведут себя так, как им удобно. Обращаются к закону только тогда, когда им нужная какая-то выгода. Иногда складывается ощущение, что граждане не чувствуют себя частью государства. Что касается Удмуртской Республики, то у нас, конечно, есть определенные особенности, в том числе и связанные с менталитетом – об этом свидетельствуют наши исследования. К сожалению, подавляющее большинство наших граждан не знакомы даже с Конституцией Российской Федерации, не говоря уже об огромном массиве федерального и регионального законодательства. Именно поэтому я как преподаватель Конституционного права организую углубленное изучение нашего основного закона, включающего конспектирование и проблемное обсуждение Конституции РФ, изучаем возможности практического применения тех или иных конституционно-правовых норм, пытаемся понять, как на основе знаний конституционного права можно изменить свою жизнь к лучшему.

В целом, необходимо повышать правовую грамотность населения. Наше законодательство постоянно трансформируется. Так, в рамках шестого созыва Государственной Думы принималось порядка 500 федеральных законов в год. Это огромный объем новой работы, «падающий» на исполнителей, которые на местах должны успеть во всем разбираться. Простые люди также теряются в этом массиве. Зачастую на селе, например в поселениях, существует только одна должность муниципальной службы, а решать надо самый широкий круг проблем, начиная с электро-, тепло и газоснабжения, дорожной деятельности и заканчивая межнациональными отношениями. Поэтому необходимо реанимировать деятельность экспертных советов, в рамках которых узкие специалисты собираются вместе и решают те или иные вопросы. Стараемся в ходе нашей образовательной деятельности привить уважительное отношение к праву и закону. Мы живем в правовом государстве, соответственно, мы обязаны делать так, чтобы принятые законы полноценно работали. Законы принимаются для того, чтобы облегчить жизнь граждан. В ходе учебного процесса мы применяем разные образовательные методики, отходим от «начитки» информации, акцентируем внимание на реалиях жизни, на конкретных примерах разбираем те или иные ситуации.

– Вы заметили, что очень важная компетенция – умение принимать решения. А вы сами как принимаете решения?
– Самое главное, на мой взгляд, никогда не надо принимать решение спонтанно. Мы же живем в обществе потребления: хочу сейчас, хочу сию минуту, этот стереотип довлеет повсеместно. Когда необходимо быстро принять решение, лучше сосчитать до 10, а еще лучше до 30, и даже до 100. Как известно, утро вечера мудренее. Мудрый человек должен предусмотреть все нюансы принимаемой позиции. Рисковать надо обоснованно. Когда же на кону стоит благополучие общества, спонтанные решения в принципе недопустимы. Особенно это касается правового регулирования. Поэтому я взял себе за правило – всегда обдумывать все возможные варианты последствий (прежде всего неблагоприятных) перед принятием решения.

– Учитывается ли этнический фактор в разработке и реализации образовательной стратегии Академии?
– Действительно, это вопрос чрезвычайно актуальный. Начнем с Конституции нашей страны, основного закона, которые мы все безусловно обязаны соблюдать. В соответствии со статьей 5 Удмуртская Республика является государством в составе РФ. Республики в соответствии со статьей 68 Конституции РФ имеют право устанавливать государственные языки. В нашем случае речь идет об удмуртском языке. Я полагаю, что у нас в качестве квалификационного требования к государственным, муниципальным служащим должно быть установлено требование о знании второго государственного языка. Это логично вытекает из положения Конституции нашей страны. Насколько мне известно, на уровне Государственного Совета запланировано принятие нормативной базы, предполагающей возможность доплаты государственным и муниципальным служащим, владеющих вторым государственным языком Удмуртской Республики. Получается, знание удмуртского становится выгодно самому государственному и муниципальному служащему. Кроме того, это уважение к своим историческим корням, традициям, обычаям. В этой связи мы как раз разработали программу, которая будет направлена на то, чтобы госслужащие овладели необходимым лексическим минимумом – вести деловую переписку, общаться с посетителями, устанавливать более доверительные отношения. Все мы знаем, как важно и как приятно людям, когда с ними разговаривают на родном языке. На последних выборах удмуртский язык стал использоваться как инструмент распространения информации, средство общения с избирателями. У представителей власти должно быть желание сохранить культуру и язык, но, кроме удмуртов, кого будет интересовать сохранение родного языка? 

– Какова, на ваш взгляд, должна быть роль культуры в подготовке политического, управленческого истеблишмента? 
– Наш Президент В. В. Путин постоянно подчеркивает богатство и важность культуры в формировании гражданского сознания, национального самосознания. И с подобными утверждениями нельзя не согласиться. Другое дело, что многие чиновники разного уровня привыкли думать о материальном, отдалились от духовности, не осознают общественно-политическую актуальность культуры. Что в корне неверно. Я убежден, что культура – важнейший стратегический ресурс, потенциал которого еще полностью не раскрыт. В системе нашей Академии преподаются предметы, связанные с различными аспектами культуры.

– В вашей судьбе, карьере сыграл большую роль известный удмуртский этнограф, профессор Владимир Емельянович Владыкин.
– Благодаря тому, что в свое время мне посчастливилось попасть к профессору Владыкину, я, наверное, здесь и нахожусь. Я человек очень сложной судьбы. В 1996 году, в 16 лет я стал сиротой, тетя перевезла меня из Архангельска в Ижевск. Я поступил на исторический факультет УдГУ, где Владимир Емельянович выделил меня из общей массы студентов, работал со мной на протяжении студенческого периода, потом взял в аспирантуру. Профессор Владыкин очень много со мной занимался, говорил даже, что я перечитал всю его домашнюю этнографическую библиотеку. Под его влиянием сложилась моя стилистика мышления. В 2002 году Владимир Емельянович помог мне поступить на юридический факультет, получить второе высшее юридическое образование. Примерно с 2001 года я начал заниматься практической политикой, приобрел большой опыт работы в качестве консультанта, менеджера избирательной компании. В 2007 году, практически после защиты диссертации я оказался в Ижевском филиале Нижегородской Академии МВД, где я работал заведующим кафедрой и занимал по штатному расписанию должность профессора, по этому поводу мы долго шутили с коллегами. Я постоянно поддерживаю связь со своим учителем. Он очень хороший порядочный человек, живет по принципу «если можешь – помоги». Исходя из этого правила я и строю свои отношения с людьми.

– Что бы Вы посоветовали читателям, которые планируют работать в сфере государственной службы?
– Прежде всего, я бы посоветовал хорошо подумать. Если вы идете на госслужбу за большой зарплатой и стабильностью, то такого сейчас нет. Если вы действительно хотите помогать людям, если у вас самые благородные устремления и большие амбиции – нужно получить соответствующее образование, обрести нужные компетенции. Двери нашей Академии для вас всегда открыты. 

Беседовали 
Алексей Арзамазов, 
Мария Галеева.